Развитие иноязычной
коммуникативной компетенции, которую составляют:
речевая компетенция (коммуникативные умения в 4
основных видах речевой деятельности: говорении, аудировании,
чтении, письме);
языковая компетенция (овладение новыми языковыми
средствами);
социокультурная (межкультурная)
компетенция
(приобщение к культуре страны изучаемого языка);
компенсаторная компетенция (развитие умений выходить из
положения в условиях дефицита языковых средств);учебно-познавательная
компетенция (развитие общих и специальных учебных умений).
Развитие
личности и формирование особой внутренней позиции учащегося посредством
реализации воспитательного потенциала ИЯ:
формирование у учащегося
потребности в изучении ИЯ и овладение им как
средством общения, самореализации и социальной адаптации в условиях
глобализации;
формирование общекультурной и
этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности
личности;
стремление к овладению основами
мировой культуры;
осознание вести здоровый образ
жизни
Основные
компоненты содержания обучения ИЯ
1. Предметное содержание
речи (тематика курса).
2. Виды речевой
деятельности (коммуникативные умения в области говорения, аудирования, чтения и письма).
3. Языковые знания и
навыки (орфографическая, фонетическая, лексическая и
грамматическая стороны речи).
4. Социокультурные знания
и навыки (приобщение к культуре страны изучаемого языка).
5. Учебно-познавательные
и компенсаторные умения (общеучебные
умения: работа с информацией, специальные предметные умения: работа с
двуязычным словарем).
Тенденции в
обучении ИЯ
Усиление вариативности обучения
ИЯ, т. е.
возможность выбора школы и выбора УМК, методов и технологий обучения и
контроля.
Поликультурность и языковой плюрализм, т. е. расширение спектра
изучаемых языков.
Индивидуализация и
дифференциация процесса обучения ИЯ, т. е. создание условий для проявления
способностей каждого учащегося, учет его интересов и личного опыта,
обеспечение мотивации обучения.
Открытость, т. е. доступность
образования, прозрачность методов обучения и контроля.
Автономия, т. е умение работать
самостоятельно, используя различные стратегии изучения ИЯ: проектные
технологии, дневники, языковые портфели.
Интегративность и комплексность, т. е. интеграция дисциплин и
методов обучения для удовлетворения потребности учащихся в получении
целостного восприятия мира.
Увеличение использования ИКТ, как на уроках, так и
самостоятельно, что способствует развитию автономии учащихся, овладению ИЯ
на более высоком уровне.
Освоение инновационного опыта у тех
школ, где уже существуют экспериментальные языковые площадки (вариативность
технологий обучения, раннее языковое образование и др.).
Здоровьесберегающие (смена видов деятельности,
музыка, физзарядка).
Подход к обучения ИЯ
В обучении ИЯ широко используется деятельностный
подход.
Его основы были заложены в работах психологов С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева,
П.Я Гальперина, рассматривавших деятельность в качестве основы и движущей силы
развития личности. В методике преподавания ИЯ деятельностный
подход получил интерпретацию в рамках коммуникативно-деятельностного
подхода к обучению (И.Л. Бим, И.А. Зимняя), а практическую реализацию — в
рамках коммуникативного метода.
Коммуникативно-деятельностныйподход означает, что в центре обучения находится
учащийся, а система обучения предполагает учет индивидуально-психологических и
возрастных особенностей личности обучаемого. Деятельностный характер обучения предполагает
организацию занятий как учебной деятельности, направленной на постановку и
решение учащимися конкретных учебных задач.
Объект обучения — речевая деятельность в таких ее видах, как слушание,
говорение, чтение, письмо, перевод.
Принципы
обучения ИЯ
Ведущий методический принцип обучения ИЯ — коммуникативный. Его
использование означает организацию активной творческой деятельности учащихся:
постоянное обращение к языку как средству общения, широкое использование
коллективных форм работы, внимание к проблемным ситуациям, отражающим интересы
учащихся и т. д. Принцип коммуникативности лежит в
основе коммуникативного метода обучения ИЯ.
Концепцию метода обосновал Е.И. Пассов. Особенность метода — попытка приблизить
процесс обучения языку к процессу реальной коммуникации. Цель метода —
овладение учащимися иноязычной коммуникативной компетенции.
Принцип устного опережения предполагает устное введение и закрепление учебного
материала, наличие речевой практики, протекающей в устной форме на основе
отобранных для занятий тем и ситуаций общения.
Принцип учета уровня владения языком предполагает организацию процесса обучения
в соответствии с языковой подготовкой учащихся.
Формы
обучения ИЯ
Непосредственное обучение реализуется в виде групповой (коллективной) либо
индивидуальной формы.
Опосредованное обучение происходит без личного контакта учителя и учащихся,
главным образом через письменную речь или средства, ее заменяющие. Формы
обучения: самостоятельная индивидуальная работа учащихся, дистанционное
обучение.
Основной формой обучения ИЯ является урок.
Существуют различные классификации уроков, но все они предусматривают занятия
по овладению средствами языка и деятельностью общения.
Формы внеаудиторной работы: занятия в кружках, встречи с носителями языка,
просмотр фильмов, театрализованные выступления, вечера, праздники и недели
английского языка.
Контроль в
обучении языку
Виды
контроля
Предварительный контроль позволяет установить исходный уровень владения языком.
Текущий контроль позволяет судить об успешности овладения
определенной части учебного материала. Промежуточный контроль проводится по завершению темы и позволяет
судить об эффективности овладения разделом программного материала. Итоговый контроль направлен на установление уровня владения
языком, достигнутого в результате освоения значительного по объему материала (в
конце семестра).
Формы контроля:индивидуальный, фронтальный,
групповой, парный.
В качестве средств контроля используются: раздаточный материал, тесты,
контроль в четырех видах речевой деятельности.
Требования к
результатам обучения
Личностные
результаты:
формирование мотивации изучения
ИЯ;
возможность самореализации через ИЯ;
формирование коммуникативной
компетенции, межкультурной и межэтнической коммуникации;
развитие личностных качеств;
формирование гражданской
идентичности.
Метапредметные результаты:
развитие коммуникативной
компетенции;
развитие исследовательских
учебных действий (навыки работы с информацией);
развитие смыслового чтения.
Предметные результаты:
в коммуникативной сфере
(речевая, языковая, социокультурная, компенсаторная компетенции);
в познавательной сфере (приемы
работы с текстом, индивидуальная и совместная проектная работа и т. д.);
в ценностно-ориентационной
сфере (приобщение к ценностям мировой культуры через изучения ИЯ,
достижение взаимопонимания при общении с носителями ИЯ и
т. д.);
в эстетической сфере
(рациональное планирование учебного труда, работа в соответствии с
намеченным планом);
в физической сфере (стремление
вести здоровый образ жизни).
Современные
средства обучения ИЯ
Книгопечатная продукция (нормативная и методическая
литература, УМК).
Экранно-звуковые пособия (аудио-, видеоматериалы,
материалы к интерактивным электронным доскам).